Эрих Фромм о дегуманизации во имя эффективности

"Социальный маркетинг в России"

Сайт Алексея Воронцова

Маркетинг социально ответственного бизнеса. Социальная Реклама. Развитие благотворительности в России. Некоммерческие организации в России. Информационные войны. Захватывающие рассказы о добрых делах и неравнодушных людях. Здоровый образ жизни и семейные ценности

Главная

Ссылки на статьи

Раздел "Маркетинг социально ответственного бизнеса"

Спасительная сила социального маркетинга на примере корпорации "Авиакор"

Социальный маркетинг в России на примере создания зоопарка "Лимпопо" в Нижнем Новгороде

Социальный маркетинг бренда "Эксплей"

Завод "Салют"- ярчайший пример социального маркетинга в России. Принципы деловой этики самарского завода "Салют"

«Рецепты бабушки Агафьи» - еще один успешный пример социального маркетинга в России

Социальный маркетинг в деятельности Генри Форда.

Социальные проекты Avon

Создатель "Панасоника" о принципах этичного бизнеса

Предприниматели объявляют войну наркомафии

Потреблятство и выпуск некачественных, недолговечных и опасных для жизни товаров

Вместе спасем наше будущее, сажая деревья!

Фромм о дегуманизации во имя эффективности производства

Удивительная жизнь миллиардера-филантропа Чарльза Фини

Раздел "Социальная реклама и PR"

ВИЧ- крупнейшая афера 20 века?

Как телевизор уродует детскую психику

Реклама и самооценка молодых девушек

Психологический портрет американских потребителей

Как ликвидировать пробки в городах?

Раздел "Захватывающие рассказы о добрых делах и неравнодушных людях"

Благоговение перед жизнью Альберта Швейцера

Владимир Довгань о том, как создать компанию, где все счастливы

Махатма Ганди и его Упорство в Истине

Жизнь и этика Бена Франклина

Социальные проекты Матери Терезы

Святой Иоанн Кронштадский пионер- социального маркетинга

Рассказ о необыкновенных людях, сажающих деревья

Рассказ Жана Жионо "Человек, который сажал деревья"

Электрички вымирают.Предложение по восстановлению сообщения Самара-Жигулевск

Раздел "Информационные войны"

Информационная война против России

Глобализация и ее последствия для народов мира

Информационная война против российского автопрома

Исповедь экономических убийц

Телевидение- рекламный спонсор терроризма

Раздел " Развитие благотворительности в России"

Помогите!!! Отстал от 600-го Мерседеса

Раздел "Некоммерческие организации в России"

Сергей Симак и его Зеленая Лига России

Вместе спасти детей

Раздел "Здоровый образ жизни и семейные ценности "

Кому выгодно уничтожение института семьи?

Дети плачут, а родители платят! Как потреблятство разрушает семью

Раздел "Психологические основы социального маркетинга"

Психологический портрет американских потребителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эрих Фромм о дегуманизации во имя эффективности

"Не стоим ли мы перед лицом трагической, неразрешимой дилеммы? Надо ли нам производить больных людей во имя здоровой экономики или мы можем поставить наши ресурсы, изобретения, компьютеры на службу человеку? Стоит ли людям оставаться пассивными и зависимыми во имя сильной, хорошо отлаженной организации?

В Соединенных Штатах, да и во всем мире наблюдается все возрастающая поляризация между приверженцами силы, «закона и порядка», бюрократических методов и в конечном счете не жизни и теми, кто жаждет жизни, нового отношения к ней вместо готовых схем, выполненных под копирку.

Согласно нашему социальному стереотипу удачливого человека нельзя заподозрить, что ему страшно, скучно или одиноко. Он должен считать этот мир лучшим из миров; чтобы иметь наилучшую возможность продвинуться, ему надо вытеснить страх, так и сомнение, подавленность, тоску, безнадежность.

Много таких людей, кто осознанно чувствует себя полным надежд, а бессознательно- лишенным надежды, но немного таких, для кого все наоборот. При изучении надежды и безнадежности первостепенное значение имеет не то, что думают люди о своих чувствах, а то, что они действительно чувствуют. Меньше всего это можно распознать по словам и высказываниям, зато можно установить по выражению лица, по походке, по способности заинтересованно реагировать на происходящее, по отсутствию фанатизма, проявляющемуся в способности выслушивать разумные аргументы.

Технотронное общество, возможно, и станет системой будущего, но пока этого нет; оно может развиться из того, что уже есть, и оно, вероятно, наступит, если только достаточное количество людей не осознает опасности и не изменит наш курс. Чтобы сделать это, необходимо разобраться более подробно, как работает нынешняя технологическая система и как она действует на человека. Она запрограммирована по двум принципам, направляющим усилия и мысли всех занятых в ней. Первый принцип заключается в следующем: нечто должно быть сделано, коль скоро это технически возможно. Второй принцип- максимум производительности и выпуска продукции.

Беспокойство промышленности по поводу того, что могло бы случиться с нашей экономикой, если бы изменился наш образ жизни, выражено в следующем кратком высказывании банкира одного из ведущих коммерческих банков: «Одежду стали бы приобретать для того, чтобы носить её; пищу бы стали бы покупать по соображению экономии и исходя из её питательной ценности; автомобили бы разбирали бы на составные части, и одни и те же владельцы пользовались бы ими все 10-15 лет, в течении которых их использовать; дома стали бы строить и содержать за то, что они дают кров, а не потому, что такие дом в моде или такой же дом у соседа. И что тогда было бы с рынком, полностью зависящим от новых моделей, новых стилей, новых идей?»

Дегуманизация во имя эффективности стала самым обычным делом. Заузив перспективу до сиюминутных целей компании, можно сделать работников послушными и управляемыми, повысив, таким образом, эффективность компании. Но рассуждая с позиции служащих как человеческих существ, результат состоит в том, что у них возникает чувство ущербности, беспокойства, подавленности, которые могут привести как к безразличию так и к враждебности. Их мышление становилось бы все все более обюрокраченным, а значит они не выдвигали бы новых идей и решений по реальному усовершенствованию системы; в общем их энергия заметно бы уменьшилась бы. Они страдали бы от многих физических болезней в результате стресса и напряженности. К тому же, если посмотреть, как влияют напряженность и беспокойство на отношения людей с их женами и детьми, на их функционирование как полноценных граждан, может выясниться, что для системы в целом метод, казавшийся эффективным, -самый неэффективный, и не только с человеческих позиций, но и по чисто экономическим критериям.

Преодолев алчность, человек уже не цепляется ни за идолов, ни за вещи, поэтому ему нечего терять: он богат, потому что пуст; он силен, потому что не является рабом своих желаний. Если такой человек достиг полного «просветления», он совершенно неустрашим. Если он продвинулся к этой цели, но не достиг её, его бесстрашие пока не будет совершенным. Но каждый, кто пытается двигаться к тому, чтобы по-настоящему стать самим собой, знает, что стоит сделать новый шаг к бесстрашию, как пробуждается безошибочно распознаваемое чувство силы и радости.

Каждая секунда- это момент решения к лучшему или к худшему. Либо мы подпитываем свою лень, жадность, ненависть, либо лишаем их пищи. Чем больше мы их подкармливаем, тем сильнее они становятся; чем больше мы морим их голодом, тем они слабее.

Часто мы – отдельный индивид или люди, составляющие общество,- питаем иллюзию, будто мы могли бы остаться в покое и не переделывать сложившегося положения вещей в том или ином направлении. Это одна из опаснейших иллюзий. Стоит нам замереть, как мы начинаем разлагаться.

Еще одно следствие крушения надежды – «ожесточение сердца». Мы видим многих людей – от малолетних правонарушителей до видавших виды эффективных взрослых, которые в какой-то момент своей жизни, может в пять, может в двенадцать или двадцать лет, не смогли больше переносить обид. Некоторые из них, как при внезапном прозрении или превращении, решают, что с них хватит, что они больше ничего не будут чувствовать, и никто не сможет обидеть их, зато они сами смогут обижать других. Они могут жаловаться на то, что им не удается найти друзей или кого-то, кто любил бы их, но это не невезение, это судьба. Утратив сострадание и проникновенность, они не способны никого растрогать, но их самих ничего не трогает. Их жизненный триумф сводится к тому, чтобы ни в ком не нуждаться. Они испытывают гордость от того, что их ничто не трогает, и удовольствие от способности обижать других. Большинство из них так и остаются застывшими и, следовательно, несчастными до конца жизни. Не так уж редко случается чудо и наступает оттепель. Просто, может быть, им встретиться человек, в чью заботу или заинтересованность они поверят, и перед ними откроются новые грани чувств. Если им повезет, они оттаивают полностью, и зародыши, казалось бы разрушенной надежды возвращаются к жизни".

Избранные цитаты из книги крупнейшего западного автотитета гуманистического психоанализа Эриха Фромма "Революция надежды"

Читайте также

Эрих Фромм: "Иллюзия, что любовь обязательно означает отсутствие конфликтов"

Эрих Фромм. Формы псевдолюбви. Отличие настоящей любови от фальшивой

Эрих Фромм. Как родители своей холодностью уродуют психику собственных детей

"Я люблю Жигулевские горы". Сайт Алексея Воронцова о туризме и отдыхе в Самарской области

Из Самары в Нижний Новгород

Гостиницы Нижнего Новгорода: Ока, Волна, Ибис, Николь, Заречная и Центральная

Где остановиться в Нижнем Новгороде. Как съэкономить несколько тысяч рублей и при этом выиграть в комфорте

Большая Покровская- главная достопримечательность Нижнего Новгорода

Нижегородский Кремль

Куда пойти в Нижнем Новгороде. Мюзикл "Леонардо" нижегородского театра "Комедия", Нижегородский Цирк, Планетарий

Зоопарк "Лимпопо" в Нижнем Новгороде

 

 

 

Rambler's Top100