Дети плачут, а родители платят!

"Социальный маркетинг в России"

Сайт Алексея Воронцова

Маркетинг социально ответственного бизнеса. Социальная Реклама. Развитие благотворительности в России. Некоммерческие организации в России. Информационные войны. Захватывающие рассказы о добрых делах и неравнодушных людях. Здоровый образ жизни и семейные ценности

Главная

Ссылки на статьи

Раздел "Маркетинг социально ответственного бизнеса"

Спасительная сила социального маркетинга на примере корпорации "Авиакор"

Социальный маркетинг в России на примере создания зоопарка "Лимпопо" в Нижнем Новгороде

Социальный маркетинг бренда "Эксплей"

Завод "Салют"- ярчайший пример социального маркетинга в России. Принципы деловой этики самарского завода "Салют"

«Рецепты бабушки Агафьи» - еще один успешный пример социального маркетинга в России

Социальный маркетинг в деятельности Генри Форда.

Социальные проекты Avon

Создатель "Панасоника" о принципах этичного бизнеса

Предприниматели объявляют войну наркомафии

Потреблятство и выпуск некачественных, недолговечных и опасных для жизни товаров

Вместе спасем наше будущее, сажая деревья!

Фромм о дегуманизации во имя эффективности производства

Удивительная жизнь миллиардера-филантропа Чарльза Фини

Раздел "Социальная реклама и PR"

ВИЧ- крупнейшая афера 20 века?

Как телевизор уродует детскую психику

Реклама и самооценка молодых девушек

Психологический портрет американских потребителей

Как ликвидировать пробки в городах?

Раздел "Захватывающие рассказы о добрых делах и неравнодушных людях"

Благоговение перед жизнью Альберта Швейцера

Владимир Довгань о том, как создать компанию, где все счастливы

Махатма Ганди и его Упорство в Истине

Жизнь и этика Бена Франклина

Социальные проекты Матери Терезы

Святой Иоанн Кронштадский пионер- социального маркетинга

Рассказ о необыкновенных людях, сажающих деревья

Рассказ Жана Жионо "Человек, который сажал деревья"

Электрички вымирают.Предложение по восстановлению сообщения Самара-Жигулевск

Раздел "Информационные войны"

Информационная война против России

Глобализация и ее последствия для народов мира

Информационная война против российского автопрома

Исповедь экономических убийц

Телевидение- рекламный спонсор терроризма

Раздел " Развитие благотворительности в России"

Помогите!!! Отстал от 600-го Мерседеса

Раздел "Некоммерческие организации в России"

Сергей Симак и его Зеленая Лига России

Вместе спасти детей

Раздел "Здоровый образ жизни и семейные ценности "

Кому выгодно уничтожение института семьи?

Дети плачут, а родители платят! Как потреблятство разрушает семью

Раздел "Психологические основы социального маркетинга"

Психологический портрет американских потребителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Воронцов

Дети плачут, а родители платят!

 

Одну пожилую пару, прожившую 60 лет вместе, спросили:

— Как вам удалось так долго прожить вместе?

— Понимаете, мы родились и выросли в те времена, когда сломавшиеся вещи чинили, а не выкидывали...

Что такое синдром потреблятства?

Когда Мать Тереза приехала в Соединенные Штаты для получения почетный степени, она сказала :" Это самое бедное место, где я когда-либо была". Америка, возвела приобретение материальных благ в Абсолют и заплатила за это очень дорогой ценой. США одновременно самая богатая и самая несчастная страна в мире. Нигде внутренняя опустошенность так не терзает людей как в США. Эта нация поражена страшным недугом –синдромом потреблятства в самой тяжелой его форме.

"Синдром потреблятства- болезненное, заразное, передающееся внутри общества состояние пресыщения, обремененности долгами, тревоги и опустошенности, которое является результатом погони за новыми и новыми приобретениями". Так этот синдром описали авторы книги "Потреблятство Болезнь угрожающая миру" Джон де Грааф, Девидом Ванн и Томасом Нейлор. Цель этой книги, по мнению авторов, «не в том, чтобы люди перестали делать покупки, а в том, что бы покупки делались сознательно и осторожно, с вниманием к истинной стоимости приобретения и пользе от него». Авторы книги предлагают «сделать шаг от образа жизни, нацеленного на достижение богатства и славы к более достойному образу жизни, ведущему к удовлетворению и здоровью».

Потреблятство это такой образ жизни, при котором человек рассматривает самого себя в качестве товара, который надо выгодно продать. Окружающие его люди для него не чувствующие существа, а вещи, способные удовлетворить его потребности. Русский человек говорит: "У меня есть друзья". Американец: "Я имею друзей". Стремление поиметь все тебя окружающее становится тотальным, превращая зараженного вирусом потреблятства в эмоционального инвалида. Беспрецедентная по масштабам эпидемия изнасилований малолетних дочерей, которые совершают их же американские отцы , лишь вершина айсберга тех процессов, которые уничтожают человеческие взаимоотношения между людьми. Потреблятство мощный психологический вирус ( а точнее целая система вирусов). Столетиями он терзает человечество и не является порождением современного общества потребления. Но в 21 веке благодаря совершенству и мощи СМИ, он стремится окончательно подчинить себе человечество. Вирус убивает способность человека наслаждаться жизнью.

Очень хорошо иллюстрирует разницу между потреблятством, как образом жизни, и нормальными человеческими отношениями, основанными на любви, рассказ Макса Пожарского "Моя дорогая... Слишком дорогая.."

Макс Пожарский

«Моя дорогая… Слишком дорогая»

«Я - девушка класса «люкс» и требую соответствующих денежных вложений, - откровенничала новая пассия друга. – Это золотое правило, мальчики: если хотите, что рядом была барышня на зависть всем, обзаводитесь капитальцем». Друг приосанился и как бы невзначай переложил бумажник «поближе к сердцу», а я возьми и брякни: «Ну и почем нынче красота?..» Домой возвращался в ужасном настроении. Девушка класса «люкс» за вечер успела наговорить такого, что впору в петлю лезть. По ее мнению, мужчина обязан содержать свою ненаглядную, а ненаглядной надлежит иметь роскошную шевелюру, хорошую фигуру и потрясающую внешность и, само собой, дорогую одежку-обувку. За все это барышне причитается решение ее проблем, от денежных до жилищных. Положа руку на сердце, я не олигарх: на жизнь хватает, но крутые авто рассматриваю только из спортивного интереса – о покупке и не мечтаю. Двухкомнатная квартирка досталась от родителей и, увы, не в качестве подарка за поступление в Кембридж там или Оксфорд. По всем параметрам выходит, что жених я незавидный. Но почему же тогда Светка-Светик любит меня? В том, что она красавица, сомнений нет. Или, может, я, как рядовой влюбленный, не замечаю ее заурядности?.. От последней мысли стало тошно, хоть волком вой. Я посмел усомниться в уникальности моей Светки только из-за того, что какая-то цыпа «на окладе» у толстосумов извлекла из своей пергидрольной головки шальную мысль…

«Пока все дома» Избавиться от думки в духе «красота на продажу» не удавалось. А тут еще эта «бесприданница» масла в огонь подлила. В смысле, Лариса Гузеева. Воскресным утром за завтраком пялил глаза в телевизор, а там жизнерадостный Тимур Кизяков отправился в гости к чете Бухаровых-Гузеевых. Игорь Бухаров – толковый ресторатор и вообще отличный мужик, держи «краба». Гузеева выглядела счастливой и щебетала без умолку: «Игорь в меня влюбился еще пацаном. После съемок в «Секретном фарватере» я стала знаменитостью, от кавалеров отбоя не было. За мной ухаживали знаменитые актеры, маститые режиссеры. Ухаживали красиво – рестораны, дорогие подарки, черные «Волги» к подъезду. При таких делах Игорьку надеяться не на что было. Как-то иду домой, а он с ватагой пацанов у подъезда – гитара, портвейн, все как бывает в 17 лет. При виде меня замолчали, вытянулись столбиками, как степные суслики, а на Игорька и вовсе смотреть страшно – глаза грустные, вид пришибленный. А я нарочно для форсу поравнялась с ними и говорю: «Нравлюсь?» Они вразнобой, с придыханием: «О-о-очень». А я так дерзко им: «Копите деньги». И пошла, смеясь…» Лариса Гузеева (прямо скажем, уже далеко не та, что исполняла бесприданницу, застреленную обезумевшим Карандышевым-Мягковым) подытожила рассказ очередной порцией смеха и нежно посмотрела на Бухарова, а тот смущенно опустил глаза. Ребят, я аж про чай забыл. Ну понятно, дело молодое, ума никакого, зато ног, глаз и красивой улыбки навалом, хочется «дольче вита». Но насколько мне известно, эта «дольче вита» сыграла с Ларисой злую шутку. Как джентльмен, не буду напоминать некоторые факты ее биографии, ограничимся корректной формулировкой «не чуралась излишеств». И когда тетя дошла до роковой черты, этот самый когда-то бедный и влюбленный, а теперь богатый, но не забывший былой пассии Бухаров нашел ее, излечил от пагубных пристрастий и заставил дочку родить. Вот объясните мне: он что, не мог помоложе и покрасивее найти, не отягощенную дурными наклонностями?.. Вот и я рассуждаю, как та «гламурная цыпа»: если у тебя есть деньги и статус, нечего влюбляться во второсортных дам, ищи посвежее и посочнее. Ужас, до чего я опустился. Бухаров – настоящий мужик: заимев энное количество казначейских билетов, он не рассуждал, как я, а помнил о былой любви. И когда этой былой любви было тяжко, спас, как доблестный рыцарь и сказочный принц. Эх, был бы я женщиной, точно влюбился, то есть влюбилась в мужа Гузеевой. Вот так в поистине гамлетовских страданиях на свет родился первый вывод: если у тебя навалом денег, ты, конечно, не станешь ездить на «жигуленке» или ином детище отечественного автопрома. Ты приобретешь скоростную иномарку, чтобы на улицах народ вслед головы выворачивал. Но к любви количество денег не имеет никакого отношения. Спасибо Тимуру Кизякову, к «правильной» паре на огонек заглянул! Миллион баксов на бочку!

Вскоре после «озарения» в недрах Интернета я нашел забавную историю. Некая американская девица, возомнив немало о своей барби-кукольной внешности, выставила кандидатуру на продажу богатеньким дядям. Условия «лот» выдвигал немалые: мыть-убирать-готовить она не будет, заниматься с ней любовью можно лишь тогда, когда у «барби» есть настроение. Вся ее тяжкая женская доля сводится к поддержанию своей красоты и шопингу. Цена «модели» - единица с шестью нулями в американских рублях. Лучше бы она этого не делала! Сколько остроумных и, надо признать, небеззлобных комментариев получила горемыка в свой адрес! Но дух захватывал от ответа некоего бизнесмена: «Ваше финансовое предложение меня не заинтересовало. Вы – слишком ненадежное вложение капитала. Допустим, я соглашусь купить вас за миллион. Но от вас никакой прибыли, только убытки: вы едите, одеваетесь да еще занимаете место в доме. С годами вы неизбежно подурнеете, и я потеряю мои деньги. Поэтому извините, мисс, я предпочту акции металлургических или нефтяных компаний: там риск вложения меньше. Да и прибыль очевиднее». Девушка обиделась и сняла свое объявление. А история облетела весь мир. Вывод второй: у всех вещей в мире есть своя цена. Но если человек назначает себе цену, он автоматически признает себя вещью. И очень страдает, осознав, что спроса нет. Откровения сильных мира сего. Через неделю мне довелось обедать с боссом. Такая милость, как приглашение разделить трапезу, снизошла на мою скромную персону после того, как именно я… В общем, не стану вдаваться в детали, лишь отмечу, что заработал кучу денег для фирмы… Шеф хвалил мои заслуги все больше и витиеватей с каждым опустошенным бокалом вина. Я же не мог себе позволить отдать дань Бахусу в полной мере: во-первых, потому что нигде не нужно так знать меру, как при совместном застолье с начальством. Во-вторых, французское красное вино черт знает какого года урожая – не по моей части, как бы шеф не восторгался букетом и цветом напитка. Итак, когда шеф уже готов был подпевать скрипачу (хотя мелодия была без слов), в зале появилась очередная гламурная цыпа со взглядом снайпера и модной пухлогубостью. Шеф резко улетучил винные пары из организма и сделал охотничью стойку. Цыпа разместилась за соседним столиком, вяло полистала меню и заявила вышколенному официанту, что недавно пообедала: «Будьте добры бутылочку минералки «Эвиан» и лимон, нарезанный ломтиками». Истинная цель визита сразу прояснилась и мне, и официанту: пожаловала охотница за «золотыми и платиновыми» женихами. Отчего-то (а именно от французского красного) ничего дурного не заподозрил шеф и щедро послал фее воздушный поцелуй, а в довесок бутылку шампанского и корзинку фруктов. Фея приняла дар и растянула губы в томной улыбке. Уже через десять минут они с шефом слились в медленном танце. Вернувшись за столик, босс по-мальчишески хвастливо оповестил: - Видишь, все делаем для того, чтобы девочки нас любили. Он поправил стодолларовый галстук, взглянул на циферблат часов (моя годовая зарплата) и понажимал кнопочки на дорогущем мобильном телефоне. - И что, любят? – с затаенным сарказмом поинтересовался я. А босс вздохнул и как-то по-простецки, без надувания щек, изрек: - То, что мы делаем, любят. А вот нас самих вряд ли. Аут, нокдаун, шах и мат в одном флаконе. Но эта победа не радовала. Вывод третий: престижные мужчины прекрасно знают цену барышням класса люкс. И если они играют в игру, изображая симпатию и влечение, значит, для чего-то им это нужно. Хотя бы из мальчишеского задора – осознать, что напыщенную мадам можно купить. Всего лишь на ночь, потому что на больший срок она не понадобится.

Простые истины Я уж совсем было успокоился, но не давало покоя последнее сомнение: а если на горизонте появится более крутой и удачливый мачо, не покинет ли меня Светка-Светик ради баловня судьбы? Каюсь, ребята, я устроил проверку. Пришел вечером домой, изображая вселенскую скорбь, и выдал: - Свет, я потерял работу. Устроиться на новую в ближайшее время не удастся, так как финансовых аналитиков сейчас хоть пруд пруди. Вакансий не предвидится еще год-полтора. Я понимаю, что неудачник и не хочу обременять тебя собой. Ты свободна и вправе найти другого, более успешного мужика. А она ка-а-а-к щелкнет меня журналом по макушке! Потом прижала к себе и говорит: - Пожарский, а ведь ты дурак. Не знаю, как тебя раньше на работе держали. За такую глупость надо ссылать на самый неквалифицированный труд. Макс, никакого мужчину я искать не буду. Поживем на мою зарплату, слава богу, одеты-обуты, крыша над головой есть. А там посмотрим: уверена, все изменится к лучшему, ты найдешь и работу интереснее, и зарплату повыше… И вообще, мой руки, марш к столу – сегодня у нас гуляш с картошкой-пюре. Я покорно поплелся в ванну и завис там на пятнадцать минут. Все это время я глупо лыбился в зеркало. Потому что открылся вывод четвертый: меня любят не за что-то, а просто так. Дабы не сознаваться Светке, что она стала объектом гнусной проверки, сочинил историю, мол, шеф одумался и пригласил обратно. Она подозрительно сощурилась и потянулась за журналом – явно с намерением приложить его к моей макушке. Я успел «обезоружить» любимую и увлек на кровать… Мне остается озвучить вам последний вывод: самая дорогая в мире женщина – это та, что бесценна для вашего сердца. А та, что обременительна для кошелька, – это барышня класса «люкс». И выбор только за вами.

 

Потреблятство- оружие уничтожения русского народа

В конце 80-х годов потреблятство как идеология атаковала Росиию. Результат- развал крупнейшей страны мира, системный экономический кризис 90-х годов, сокращение количества населения, резкий рост потребления наркотиков, сигарет и алкоголя. Еще в 40-х годах прошлого века Ален Даллес, будущий директор ЦРУ рассматривал идеологию потреблятства как главное оружие в информационно-психологической войне против России, цель которой- физическое и духовное уничтожение русского народа:

"Мы бросим все, что имеем, — все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей... Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.

Из литературы и искусства, например, мы, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства... Мы будем всячески поддерживать и подымать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, — словом всякой безнравственности... В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство... Национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу -все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом... И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов".

Директор ЦРУ Ален Даллес (Цитата из книги "ЦРУ против СССР")

Подробнее о потреблятстве и информационной войне против России в захватывающем фильме

"Тотальный террор на планете"

Отчужденный маркетинг- причина кризиса

Начавшийся в 2008 году кризис поставил под сомнение эффективность методов отчужденного маркетинга, не обремененного чувством социальной ответственности. Общество, где экономика ориентирована на максимальное производство, а не на максимальную пользу для человека, обречено быть потрясаемым глубочайшими кризисами. Кризисы лишь обнажают действительное положение вещей, делая скрытое проявленным. И лишь ориентированная на человека экономика в состоянии быть устойчивой и бескризисной.

Со времен Второй мировой войны производительность труда в США выросла вдвое. Если бы экономика была ориентирована на человека, а не на производство, то это привело бы к сокращению рабочего дня до 5 часов в день при росте на 20 % реальных доходов. В истории человечества настал бы Золотой век. Люди бы смогли уделять достаточно времени общению с друзьями, родственниками, собственными детьми. То есть тому, чего ОНИ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ХОТЯТ. У них было достаточно времени, чтобы заниматься спортом и путешествовать. Они не страдали бы как современные люди от хронического недосыпания. Здоровье и Удовлетворенность жизнью стали бы нормой. Что же произошло в действительности?

Бессмысленность проживаемой жизни в обществе потреблятства

"Я знаю, как управлять Вселенной. И скажите - зачем же мне бежать за миллионом?!"
Григорий Перельман

Большая часть благ, которые несет увеличение производительности, были использованы не на пользу человека. Рабочий день, вместо того чтобы уменьшиться, стал еще больше. При этом интенсивность труда и его негативное воздействие на психику достигло своего максимума. Да, доходы возросли, но сделали ли они жизнь американца более счастливой, чем полвека назад? Постепенно под влиянием агрессивной рекламы жизнь американцев становиться все более безрадостной. Чтобы спастись от чудовищной внутренней пустоты и ощущения полной бессмысленности проживаемой жизни, американцы идут теперь не в церковь, как раньше, а в крупные торговые центры. Вещи, которые они там покупают, зачастую им совершенно не нужны. Они просто складывают из дома, даже не распаковывая. Американец приобретает много вещей не потому, что они ему действительно нужны, а чтобы почувствовать, что он живет, почувствовать свою силу. А когда человек покупает вещь, чтобы продемонстрировать всем и самому себе свою силу, он никогда не будет удовлетворен. Всегда найдется тот, кто продемонстрирует большую силу.

Отчужденному маркетингу нужны несчастные люди

"Несколько лет назад мне в руки попала книга под названием "Корова не может жить в Лос-Анджелесе". В ней шла речь о мексиканце, который обучал своих родственников приемам жизни в Америке. "Смотрите,- говорил он, -американцы- прекраснейшие люди, но есть один момент, который их очень задевает. Вы не должны говорить им, что они трупы".

Я не просто согласен с этим мексиканцем. Я считаю, что это предельно точное описание" болезни" современного человека. Наш человек мертв; он кукла, и его поведение действительно похоже на поведение трупа, который "позволяет" окружающим делать с собой все, что угодно..."

Создатель гештальт-терапии Фредерик Перлз, предисловие к книге Эвереста Шострома "Антикарнеги"

Отчужденному маркетингу для достижения своих целей больше всего подходит внутренне одинокий, не имеющий удовлетворяющих его отношений с близкими человек. При этом он не должен признаваться себе в реальном положении дел. Чтобы убежать от мучающих его чувств, такой человек будет стремиться работать по 10-12 часов в сутки. И втридорога покупать престижные вещи. Этими приобретениями он будет как бы говорить окружающим: «Я хороший. Я сильный. Я достоин любви и уважения».

Поэтому стоит ли удивляться, что институт семьи в полной мере ощущает на себе разрушающее действие отчужденного маркетинга ( подробнее в статье "Кому выгодно уничтожение института семьи?" ) Основной принцип отчужденного маркетинга воспользуйся-этим-однажды-и-выброси-это-прочь. Этот принцип со временем переносится и в сферу личных отношений. В людях искусственно возбуждается недовольство их реальными мужьями и женами, людям искуственно с помощью рекламы снижают самооценку (Весной 2011 года на экраны вышла очень смешная реклама. Благодаря своей откровенности она может расцениваться как неприкрытое глумление над жизнью среднего человека. На ней красивый негр на шикарной яхте, с действительно совершенным, и малоодетым телом, обращается к женщинам: «Посмотри на своего мужчину. А теперь на меня. Мы такие разные…». И дальше предлагает очередное средство-символ, благодаря которому средний мужчина должен по идее на секунду почувствовать себя полубогом на белом коне.Эту же цель преследуют многочисленные передачи о том, как живут звезды шоу-бизнеса, какие у них дома, сколько они тратят на всякую ерунду. Скрытый подтекст этих передач внушение мысли :

« Ты никто, потому что у тебя всего этого нет и ты не можешь позволить себе подобную жизнь. Но если ты купишь эту хрень, то, можеть быть, станешь хоть немного похожим на полноценного человека») .

Нездоровый образ жизни, связанный с хронической нехваткой свободного времени и максимально раздуваемыми СМИ алчностью и похотью, приводит к раздражительности и скандалам в семье. Люди, искренне полагают что в этом виноват их партнер и думают, что, сменив его, они решат свои проблемы. Они не понимают, что их проблемы лишь следствие внушаемых отчужденным маркетингом стереотипов.

Дезориентация отравляет жизнь

"…Если для человека деньги важнее других ценностей, он всегда недоволен как своими доходами, так и жизнью в целом. Почему это так — загадка до сих пор…"

Мартин Селингман, президент Американской психологической ассоциации

Американский потребитель( подробнее читайте статью "Психология американских потребителей") сознательно дезориентирован двойственной жизненной философией, прочно доминирующей в общественном сознании. С одной стороны, идеология потреблятства учит американца, что надо быть равнодушным эгоистом, хищником и манипулятором, маниакально стремящимся к коллекционированию атрибутов материального успеха. С другой стороны, американцы в воскресенье посещают церкви, главным образом, протестантские. А протестанты учат своих последователей, что любить себя это большой грех. То есть, в американце усиленно культивируют ощущение собственной ничтожности сразу с двух сторон. С одной стороны, он видит то огромное богатство, которое смогли сколотить его ровестники в течение 10- 20 лет и думает: «А ведь на его месте мог быть я! Какой же я все-таки жуткий неудачник!!!» Эта мысль способна отравить жизнь хуже любых материальных лишений. А если он начинает думать, как он далек от нравственного совершенства, проповедуемого Библией, то это прямой путь к длительной депрессии. В результате психические нарушения становятся массовыми. При такой идеологии человек НИКОГДА не будет доволен собой.
Эрих Фромм ввел для оценки состояния американского общества такой термин, как патология нормальности. Он считал, что удивительно не то, что психическая патология стала нормой в американском обществе, а то, что в таких условиях еще остаются люди, не утратившие душевного здоровья и способности радоваться жизни. Этот факт подчеркивает исключительную приспособляемость человеческой психики к самым неблагоприятным условиям.

Потребляство и пренебрежение традиционными нравственными нормами

Подвигая свои товары, отдельные отчужденные маркетологи демонстрируют полное пренебрежение к традиционным нравственным нормам. Особенно это ярко появляется в сфере детского маркетинга. Количество средств, потраченных в США на рекламу детских товаров с 1980 по 1997 выросло со 100 миллионов до 1,5 милиарда долларов. Как сказал Фунтик, герой одноименного российского мультфильма : «Дети плачут, а родители платят». Отчужденные маркетологи в полной мере пытаются использовать детские слезы, как самый радикальный метод продажи товаров.

« Современные дети гораздо больше, чем в свое время их родители, подвергаются воздействию рекламы- до 200 случаев в день! Но, наверное, гораздо важнее, что между современной рекламой и рекламой предыдущего поколения существует большая разница. В прежней рекламе родители изображались как столпы мудрости. Оба они знали, что лучше для их детей. Дети, со своей стороны, были исполнены удивления и невинности и страстно желали сделать приятное маме и папе. Существовали ,конечно, стереотипы, связанные с полом ребенка: девочки мечтали о куклах, а мальчики о ковбоях и индейцах, но поднять ребенка на бунт против своих родителей – не входило тогда в планы рекламодателей.

Теперь планы изменились. Маркетологи в открытую рассматривали родителей как помеху, а их попытки защитить своих детей от коммерческого давления- как то, что необходимо нейтрализовать, чтобы можно было, выражаясь в самых страшных терминах, используемых маркетолагами, «взять детей в плен, присвоить их и заклеймить». На конференции по маркетингу, проводившейся в 1996 году в Диснейленде и называвшейся «Детская сила», коммерческий директор «Макдональдса» выступил с основным докладом под названием «Ослабление родительских запретов».

Каждый следующий выступающий развивал обозначенную стратегию: изображать родителей в виде дураков и несовременных людей, которым не хватает ума, чтобы понять, как их дети нуждаются в предлагаемых рекламодателям товарах. Это проверенный способ нейтрализации родительского влияния на отношения между ребенком и теми, кто хочет продать ему свой товар.

Самые «крутые» примеры современной рекламы часто несут в себе идею, провозглашенную одним из выступавших на конференции « Детская сила-96», Полом Курнитом, известным консультантом по маркетингу. «Антиобщественное поведение в погоне за каким-нибудь товаром - это хорошо» - спокойно заявил Курнит, намекая на то, что лучший способ для рекламодателей достичь контакта с детьми- это провоцировать их на грубое, зачастую агрессивное поведение и бунт против семейной дисциплины». (.Потреблятство стр.98- 100).

В 1998 году из школы города Гринбауер, штат Джорджия, был исключен ученик , вся провинность которого была в том, что он надел футболку с рекламой «Пепси» в «День "Кока-колы" в школах». И этого лишь один пример тотальной комерциализации всего и вся в американском обществе.

Потреблятство и рост проституции в России

"Если на моем пути встречалась дама, для которой побрякушки были смыслом жизни, мы быстро расставались. Мне становилось неинтересно, даже если она неземной красоты".

Михаил Задорнов,сатирик

Проституция является наиболее откровенным выражением потреблятства как образа жизни. Раньше, в основном, проститутками становились малообразованные женщины из социальных низов, и это ремесло было уделом относительно небольщой прослойки профессионалок. Теперь ситуация изменилась. Проститутками становятся девушки, зачастую имеющие престижную, вполне нормально оплачиваемую работу. И проституция становится разовой, из желания купить дорогую "брендовую" шмотку. Трационные отношения подорваны, и молодые люди уже не так сильно стемятся создать семью, как это было допотреблятские времена. На девушек смотрят как на свежее "мясо"(употребление подобных слов указывает на зараженного вирусом потреблятства) , как на предмет, средство удовлетворения вожделения. Получив множество душевных травм от поверхостных, скоротечных отношений, девушка не может уже так сильно любить как прежде просто из чувства самосохранения и постепенно стервенеет. Отсутствие нормальной семьи может стать одной из предпосылок для начала занятия проституцией.

Порнография- совершенное орудие распространения потреблятства.

Порнография позволяет взломать сознание ее потребителей и инфицировать человека самыми тяжелыми формами потреблятства. Порнография воочую демонстрирует, что человек (женщина, как правило) может быть вещью, с которой можно делать ВСЕ. Порнонаркомания поразила значительную часть американского общества и растет скаждым годом. Это самое разрушительно оружие, уничтожающее институт семьи. Порноиндустрия активно продвигает тему инцеста. И как следствие эпидемия изнасилований малолетних дочерей, которые совершают американские отцы. Это одно из самым позорных явлений общества потреблятства, показывающее глубину разложения традиционных отношений в США.

Потреблятство и выпуск некачественных, недолговечных и опасных для жизни товаров.

"Только позитивный вклад в общество позволяет человеку подняться до звезд, развить свой дух до планетарных, космических масштабов, построить компанию на века".

Владимир Довгань. "Опыт предпренимателя"

Яркий пример, ставший уже хрестоматийным в учебниках по экономике, связан с историей создания автомобиля « Пинто» в компании Форд. Он особенно показателен, тем, что сам основатель компании великий Генри Форд был убежденным противником многих идей потреблятства, которые стали обычными в современной жизни. В частности, он выступал резко против создания заведомо недолговечных продуктов и стимулирования таким образом будущего спроса. Вот как критиковал потреблятство Форд в своей книге "Моя жизнь":

« Если не иметь постоянно перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом, в непрестанных усилиях заработать еще больше денег, совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она на самом деле хочет. Делать дела на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное . Это род азартной игры, протекающей неравномерно и редко выдерживаемой дольше, чем несколько лет. Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства – чтобы его продукты были доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю. Если вопрос о деньгах рассматриваются в ложной перспективе, то фальсифицируется в угоду производителю и продукция.

Благополучие производителя зависит, в конечном счете, также и от пользы, которую он приносит народу. Правда, некоторое время он может вести свои дела недурно, обслуживая исключительно себя. Но это ненадолго. Стоит народу сообразить, что производитель ему не служит, и конец его недалек. Во время военного подъема производители заботились, главным образом, о том, чтобы обслуживать себя. Но как только народ увидел это, многим из них пришел конец. Эти люди утверждали, что они попали в полосу «депрессии». Но дело было не так. Они попросту пытались, вооружившись невежеством, вступить в борьбу со здравым смыслом, а такая политика никогда не удается. Алчность к деньгам – вернейшее средство не добиться денег. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке.

Моя цель - простота. В общем, люди потому имеют так мало, и удовлетворение основных жизненных потребностей (не говоря уже о роскоши, на которую каждый, по моему мнению, имеет известное право) обходится так дорого, что почти все, производимое нами, много сложнее, чем нужно. Наша одежда, жилища, квартирная обстановка - все могло бы быть гораздо проще и вместе с тем красивее.

Итак, квинтэссенция моей идеи в том, что расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность. Но расточительность и алчность вовсе не неизбежное зло. Расточительность вытекает большей частью из недостаточно сознательного отношения к нашим действиям или из небрежного их выполнения. Алчность есть род близорукости. Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли, я полагался на размеры сбыта. Равным образом, цель моя в процессе такого производства – уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность.

Наша работа должна быть возможно лучшего качества. Считается искусной деловой политикой, даже вполне приличной политикой, по временам менять чертежи, чтобы сделать прежние модели устарелыми и заставить покупать новые, потому ли, что уже нет запасных частей для старых, или потому, что новые модели соблазняют публику выбрасывать старый товар и приобретать новый. Это называется искусной, разумной политикой. Задачу предпринимателя видят в том, чтобы подстрекать публику к постоянно новым покупкам: считается даже дурной политикой в делах изготовлять что-нибудь прочное, так как покупатель, запасшись раз навсегда, уже более покупать не будет.

У нас совершенно обратная деловая тактика. Мы хотим удовлетворить нашего покупателя, предлагая ему, поскольку это в наших силах, то, чего хватит ему на всю жизнь. Мы охотно построили бы машину, которая держалась бы вечно. Нам вовсе не доставляет удовольствия, когда автомобиль нашего покупателя изнашивается или становится устарелым. Мы хотим, чтобы покупатель, который приобрел один из наших продуктов, никогда уже не имел надобности покупать себе второй. Мы принципиально никогда не вводим усовершенствований, которые сделали бы устарелыми прежние модели».

Если бы современные американские предприниматели следовали изложенным выше идеям Форда, не было бы никакой нужды писать эту длинную статью. Но вернемся к истории создания автомобиля «Пинто». Давно умер старый Форд, а корпорация перешла в руки его внука. В 70-х годах возникла жесткая конкуренция с японцами. Потреблятство как идеалогия не была характерна для Японии. Япония отличный пример страны, в которой потреблятство не смогло убить традиционные ценности. И японцы стали вытеснять американцев с их же рынка благодаря меньшим ценам и более высокому качеству. Была поставлена задача создать автомобиль, который бы стоил всего 2 тысячи долларов и мог конкурировать с японскими машинами. Создали «Пинто». Уже после выхода в серию выяснилось, что автомобиль небезопасен, и при ударе сзади высока вероятность возгорания бензобака. Проблему можно решить с помощью металлической пластины стоимостью в несколько долларов. Подсчитав общую стоимость модернизации и приблизительную стоимость исков от пострадавших выяснили, что иски менее затратны. И продолжили выпуск небезопасной модели. Однако иски от пострадавших в огне оказались значительно выше, чем предполагалось. Разразился скандал. Этот пример явно характеризует потреблятство как идеологию, превращающую человека в бесчувственного алчного робота. Страдания, боль, людей, даже если это те, кто покупал твой товар и обеспечивал твое материальное существование, не берется в расчет. Прибыль высшая ценность, бог, которому можно принести в жертву любое количество жизней.

Американское общество смогло отчасти защитится от подобных ситуаций, создав массовые движения по защите прав потребителей. Тысячи судебных исков, зачастую на огромные суммы, выиграно пострадавшими потребителями. И как следствие, бизнес стал активно использовать идеи социальной ответственности. Это великий шаг на пути от общества потреблятства (основа которого социальная безответственность) к здоровому обществу, со здоровой экономикой, служащей интересам Человека.

Шопоголизм.

 

Итак, альтернативой полноценным человеческим отношениям в западном обществе стало потреблятство. Шопоголизм одно из проявления этого синдрома. Согласно исследованиям специалистов, во время покупок чувства маниакальных покупателей обостряются до предела. Без преувеличения, люди достигают измененных состояний сознания, сопоставимом по действию со слабыми наркотиками. К сожалению, это удовольствие оказывается едва ли не единственным среди полной скуки жизни среднего американца. Страдающие от постоянной нехватки свободного времени, от навязываемого СМИ комплекса неудачника, от совершенно неудовлетворительных отношений с близкими американцы приходят в крупные торговые центры в надежде получить единственное доступное им удовольствие. Удовольствие делать покупки. Проблемы в том, что каждая новая покупка доставляет все меньше удовольствия. На место чувства радостного возбуждения приходит чувство пресыщенности. Попытки взять числом, дороговизной, новизной тоже дают временные результаты.

 

В чем действительно нуждаются люди

« Люди не нуждаются в гигантских машинах, они нуждаются в уважении. Они не нуждаются в чуланах, набитых одеждой, они нуждаются в том, чтобы выглядеть привлекательно, в положительных эмоциях и красоте. Им не нужна электронная аппаратура, им нужно заниматься чем-то достойным в своей жизни. Людям нужна индивидуальность, чувство общности, дерзание, признание, любовь и радость. Попытаться удовлетворить эти потребности с помощью материальных вещей это значит развить аппетит к неверным решениям реально существующим, но так никогда не решаемым проблем. Возникающая в результате духовная пустота- один из самых сильных побочных эффектов стремления к материальному обогащению». Донелла Медоуз, автор книги «Сверх пределов»

Потреблятство мешает достичь подлинного успеха в жизни

"Я говорил тогда, что деньги, слава, рекорды не могут быть главной целью жизни. Великий смысл ее в постоянном, каждодневном духовном и физическом развитии. В этом и есть предназначение человека: пройти свой путь, все время поднимаясь в гору."

Владимир Довгань. Опыт предпренимателя.

Аллен Карр, автор знаменитого бестселлера "Как бросить курить", помог избавиться от пристрастия к курению и алкоголю сотням тысяч людей во всем мире. В своей книге "Как легко добиться успеха" он предпринял попытку защитить своих читателей и от распространяемого СМИ разрушительного вируса "Синдром потреблятства". Симптомы этого вируса он считал существенным препятствием на пути к подлинному успеху:
"Вы считаете себя неудачником, потому что ваша жизнь не соответствует или не совпадает с умозрительным, идеальным пониманием успеха. Кто-то описал вам этот идеал, и вы приняли его на веру. Средства массовой информации внушили нам, что бездумная трата денег на дорогую одежду или машину помогает почувствовать себя особенным. Подобным же образом нас обманывали, говоря о том, что потребление сигарет высшего сорта или вина из сбора определенного года — признак элитарного стиля жизни. Ожидаемый положительный эффект от всех этих действий длится недолго. Удовольствие от дорогой одежды или машины быстро проходит, а физиологическое привыкание к алкоголю или никотину приводит к тому, что после очередной сигареты или бокала вина организму требуется новая порция. Ни один из перечисленных выше объектов ни на йоту не меняет нашего положения. Приобретая их, мы всего лишь вкладываем деньги в иллюзию, созданную искусством специалиста по рекламе. Реального успеха в результате этой операции достигают только производители и дистрибьюторы этих продуктов.
К несчастью, стремление окружить себя призрачными показателями успеха снижает наши шансы на действительное преуспевание. Убежденность в том, что неограниченное потребление — ключ к успеху, стала причиной финансового краха множества людей. Они запутались в долгах из-за желания получить вещи, которые, как кто-то им внушил, совершенно необходимы для истинно счастливого человека. А ведь важно, чтобы в результате любой сделки не страдала целостность личности. Жизнь не по средствам подрывает наше мироощущение, потому что мы очень скоро начинаем лгать сами себе. Если вам приходится постоянно беспокоиться о проблеме погашения долгов, вы не можете полностью сконцентрироваться на действительно полезной деятельности и, соответственно, достичь реального успеха.

Владимир Довгань назвал идеалогию потреблятства материальным проклятием человечества:

"Зачем кому-то нужна новая машина, если  прекрасно ездит старая? Зачем тратить деньги? Столкнувшись с проблемой сбыта гениальные маркетологи придумали новое хитроумное решение: они начали внушать владельцу старых авто чувство неполноценности.

Производители автомобилей стали каждый год выпускать все новые и новые модели. Их успех вдохновил предпринимателей других отраслей: одежды, косметики, обуви, и понеслась душа в рай… точнее в ад.

Часто можно видеть, с каким презрением глупые, разодетые в модную одежду подростки смотрят на ребенка, который не может себе позволить такую роскошь. Обратите внимание, 2 раза в год производители одежды выпускают новые коллекции. Эксперты, дизайнеры бесконечно повторяют нам: «в этом сезоне будет моден зелёный цвет». Для чего это делается? Этот хитрый прием создан для увеличения сбыта. Люди, купившие точно такую же одежду, но красного цвета в прошлом году будут чувствовать себя некомфортно.

Транснациональные корпорации манипулируют сознанием простодушного потребителя, выпуская постоянно новые девайсы, одежды и т.д. Они тратят на рекламу в год $500 млрд.  Этих денег достаточно, чтобы сделать человечество несчастным. Чтобы осознать в полной мере, какое это огромное количество денег, приведу сравнение. Для решения проблемы голода на земле, в год необходимо потратить всего $50 млрд.

Главная беда заключается не в том, что нам постоянно надо выбрасывать хорошие вещи, потому что они вышли из моды. Трагедия человечества – неоправданные ожидания. Купив новый автомобиль, человек радуется очень короткое время. Если на следующий день его друзья приобретут машины круче, чем у него – эта радость ограничится всего одним днем.

Многие из нас больше стремятся к новым модным вещам и, сами того не замечая, становятся несчастными. Крысиные бега превратили жизнь в сплошной ад, в абсолютную бессмыслицу.

Я люблю свои старые вещи. Некоторые кофты, кроссовки служат мне более 10 лет. Но как только надо идти на званый прием или деловую встречу – возникает чувство, как будто меня насилуют. Нужно выглядеть как все. У нас до сих пор встречают по одежке. Но, к счастью, чем больше становишься осознанным человеком, чем больше получаешь удовольствия от развития, обучения – тем выше поднимаешься над всем этим мракобесием.

Прав был Сократ, когда говорил: «В мире есть только одно благо – знание, и одно зло – невежество»". 

Богатство- это свободное время

«Государство можно считать по-настоящему богатым, если рабочий день составляет в нем 6, а не 12 часов. Богатство – это свобода – свобода выбирать способ времяпровождения, свобода развивать свой ум: Богатство- это свободное время и ничего больше». Карл Маркс.

В 30- е года 20-века промышленный магнат в области производства продуктов из злаков А. К. Келлог ввел на своем предприятии 30- часовую рабочую неделю. Согласно его воззрениям, свободное время, а не беспредельный экономический рост являет собой «истинный цветок, коронное достижение капитализма». В результате производительность труда выросла настолько, что предприниматель стал платить своим рабочим за тридцать часов работы зарплату, которую он раньше им платил за 40 часов. При этом желающие могли работать сверхурочно. Большинство рабочих Келлога вспоминали те времена с чувством огромной признательности. Они не чувствовали себя выжитыми, как лимон, подобно нашим современникам. Они жили по-настоящему полноценной жизнью.

Сокращение рабочего дня является одним из важнейших инструментов социального макетинга. Социальный маркетинг основан на знании истинных потребностях человека и способах их удовлетворения. Бесспорно, что удовольствие покупать нужные и красивые вещи, это совершенно нормальная человеческая эмоция, которой не надо стыдиться и искусственно сдерживать. Плохо когда это естественное желание перерастает в манию. В древнем Риме люди, страдавшие чревоугодием, после того как поели, вызывали у себя рвоту, чтобы иметь возможность еще раз насладиться пищей. Потреблятсво чем-то напоминает это поведение.

Социальный маркетинг может решить проблемы

Основная цель социального маркетинга -сделать эти покупки доступными максимально большему количеству людей. Люди должны покупать то, что им действительно нужно, причем по незавышенной цене. Отчужденному маркетингу нужен сомневающийся в себе человек. Социальный маркетинг нацелен на здоровую, по-настоящему уверенную в себе личность, способную принимать действительно разумные решения. Только социальный маркетинг в состоянии решить стоящие перед обществом глобальные проблемы.

Эрих Фромм о синдроме потреблятства

Синдром потреблятства был описан Эрихом Фроммом в книге « Революция надежды» еще в середине 60- годов 20-го века. Только Фромм называл его «синдромом отчуждения». Ниже приводиться подробная цитата из книги «Революция надежды»

«Раз всеподчиняющий экономический принцип состоит в том, что мы производим все больше и больше, потребителю надо быть готовым к тому, чтобы хотеть, а значит, и потреблять все больше и больше. Промышленность полагается на спонтанное желание потребителей иметь все больше товаров. Пользуясь эффектом устаревания, она зачастую заставляет его покупать новые вещи, хотя старые могли бы послужить гораздо дольше. Внося изменения на продукты, одежду, товары длительного пользования, она психологически принуждает его покупать больше, чем наверное, ему нужно или хочется. Однако чтобы восполнить свою потребность в увеличении производства, промышленность полагается не на нужды и желания потребителя, а в значительной степени на рекламу, представляющей важнейшее наступление на право потребителя знать, чего он хочет.

Беспокойство промышленности по поводу того, что могло бы случиться с нашей экономикой, если бы изменился наш образ жизни, выражено в следующем кратком высказывании банкира одного из ведущих коммерческих банков: «Одежду стали бы приобретать для того, чтобы носить её; пищу бы стали бы покупать по соображению экономии и исходя из её питательной ценности; автомобили бы разбирали бы на составные части, и одни и те же владельцы пользовались бы ими все 10-15 лет, в течении которых их использовать; дома стали бы строить и содержать за то, что они дают кров, а не потому, что такие дом в моде или такой же дом у соседа. И что тогда было бы с рынком, полностью зависящим от новых моделей, новых стилей, новых идей?»

Как этот тип организации воздействует на человека? Он низводит человека до положения придатка машины, подчиненному её ритму и требованиям. Он превращает его в Homo consumens (человека потребляющего), в тотального потребителя, единственная цель которого больше иметь и больше использовать. Это общество производит массу бесполезных вещей и в той же степени массу бесполезных людей. Как винтик производственного процесса человек становится вещью и перестает быть человеком.

Все свое время он тратит на то, к чему у него нет интереса, с людьми, не представляющими для него интереса, производя вещи, в которых он не заинтересован, а когда он не производит ,он потребляет. Он вечный сосунок с открытым ртом,»вбирающий в себя» без усилий и внутренней активности все, что не обрушивает на него индустрия, развивающая скуку (и нагоняющая тоску),- сигареты, спиртное, кино, телевидение, спорт, лекции, с тем лишь ограничением, что ему по карману. Но индустрия, развеивающая скуку , то есть индустрия развлечений, автомобильная промышленность, киноиндустрия, телевидение и т. д., может преуспеть только в том, чтобы воспрепятствовать осознанию скуки. В действительности она усиливает ее, как соленое питье усиливает жажду, вместо того, чтобы утолить ее. Тем не менее, скука остается скукой, даже если она не осознана.

Внутренняя пассивность человека сегодня - одна из наиболее характерных и патологичных его черт. Он вбирает в себя все, он хочет насытиться, но он не шевелиться, не проявляет инициативы, не переваривает пищи, какой бы она не была.

Внутренняя пассивность человека- всего лишь один симптом целостного комплекса, который можно назвать "синдромом отчуждения".

Потреблятство можно считать неофицальной религией западного мира.

Эрих Фромм в своей книге "Иметь или быть "так писал об этой тайной религии:

" За фасадом христианство возникла новая потаенная религия- "религия производства"- которая составляет один из глубинных элементов в структуре личности современного человека, но никем не признается открыто как религия. Религия производства сводит на нет всю специфическую сущность человека, оставляя ему лишь роль придатка к экономике. В этой религии есть свои кумиры, которые свято оберегаются: это работа, собственность, власть и прибыль".

А вот что писал в своем фундаментальном исследовании "Путь зла", в главе СЛУЖЕНИЕ ПОЛЬЗЕ И БОГАТСТВУ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ Андрей Ваджра:"Так впервые деньги теряют свое извечное назначение — средства обмена — и превращаются в объект непосредственного культового поклонения, когда вся жизнь адептов религии «золотого тельца» преобразуется в повседневный ритуал. Со временем эта религия целиком поглотила западное общество, подчинив себе все сферы человеческой жизни, низведя людей до состояния существ, с маниакальным упорством стремящихся к главной цели своего существования — максимальному обогащению.

В итоге характерными чертами ментальности западного человека становятся эмоциональная тупость, гипертрофированный рационализм и лишенный каких-либо иллюзий, пессимистически окрашенный индивидуализм, граничащий с эгоцентризмом и эгоизмом. Фактически протестантский Бог стал глухой и непреодолимой стеной между людьми, сея в их душах глубоко укоренившееся недоверие «к ближнему», предостерегая полагаться на помощь людей и на дружбу между ними.

(Александр Мальцев, житель Манхетенна в Нью-Йоке, комментируя эту статью, заявил, что не считает потреблятство сколь-нибудь значимой проблемой. Но в его собственной статье " Про одиночество и дружбу" сказано: " Почему я написал эту статью? Тут девушка одна написала "Мне нужны друзья. Я рада всем, но особенно, кто имеет опыт в карьере на дому или в жизни". Что полностью подтверждает сказанное мной далее.

Одиночество - тема потрясающая. Почти все люди одиноки на самом деле. Даже часто те, кого окружает много родственников и друзей. Это естественное состояние почти любого человека...Наиболее склонны к паразитизму в вопросах одиночества и дружбы женщины, так как их душевная организация наиболее примитивная и они прекрасно обходятся одни до поры до времени.
Я лично давно уже избавился от иллюзий. И давно не испытываю потребности ни в общении, ни в дружбе. Потому, как понял уже давно - общение и дружба с новыми людьми для достаточно взрослого человека, это как выигрыш Джек Пота в лотерею").

Так был сформирован западный индивидуализм, который подорвал основы коллективистской морали и заложил основу идеологии беспрерывной борьбы отчужденных друг от друга индивидов. Именно на этом психологическом грунте позднее англосаксы сформулируют идею вечной «войны всех против всех», которая станет аксиомой для западной цивилизации.

Когда писалась эта глава(12 марта 2011 года), по радио «Мегаполис» передали информацию о интересном историческом факте. В США осудили на 4, 5 года правозащитника, который защищал в американских судах интересы наиболее бедных граждан. Все его преступление заключалось в том, что он не брал с тех, кому помогал платы . То есть был опасным ЕРЕТИКОМ, подрывающим идейные основы потреблятства - неофициальной религии Запада.

Россия обладает иммунитетом против потреблятства.

Нам, русским, очень повезло, так как вся наша культура представляет собой мощную антивирусную систему, обеспечивающую защиту нашего народа от тяжелых форм вируса потреблятства. Вот лишь несколько примеров эффективных антивирусов.

Советский мультфильм «Волшебное кольцо». Герой сказки абсолютно непрактичный русский парень. Ему нечего даже есть. Мать отправляет на базар, что бы продать одежду и купить еду, чтобы не умереть с голоду. По дороге он встречает мужика, который хочет убить собаку. Он отдает мужику свою рубаху, спасает собаку и возращается домой голодным, но с новым преданным другом. Таким же образом он спасает кошку и более того, змею, за которую он отдает свои сапоги. Случай со змеей наиболее показателен. Змея является символом самого нелюбимого людьми живого существа. Но даже за это существо русский, который уже не ел три дня, отдает самую дорогую из вещей, которая у него была- сапоги. И это несмотря на поток вполне справедливых обвинений от своей матери в том, что он законченный дурак. Но дурак он только с позиций потреблятства. Волшебное кольцо, выполняющее любое желание, которое он получает от змеи, символизирует обладание наивысшим с точки зрения русских богатством- чистым сердцем, умеющим сострадать другому живому существу.

Фильм «Морозко». Вошел в рейтинг наихудших фильмов в США. Абсолютно не понятный для американцев фильм. Особенно американцам с их отформатированным мышлением непонятно, почему Настенька обманывает Деда Мороза, что ей тепло, и при этом, русские считают ее положительным персонажем. Финальная сцена, в которой Марфушка едет на тройке из трех свиней, а вместо сокровищ в ее ларцах вороны, символизирует полное жизненное фиаско адептов потреблятства, фальшивость их жизненного успеха. Другой яркий символ- превращение главного героя Ивана в зверя, что символизирует уничтожение потреблятством всего лучшего, что есть в человеке. Указано и средство снова обрести человеческий облик- начать помогать людям.

Фильм «Москва слезам не верит». Сцена на даче. В адрес главной героины, Екатерины (директора крупной фабрики, депутата) звучит фраза: «Мы тебя, Катерина, в пример своим детям ставим. Всего ты добилась». Катерина отвечает: «Ты только не говори им, что когда всего добьешься, больше всех волком выть хочется…». Простые, но в тоже время настоящие отношения со «Слесарем с большой буквы С» Гошей оказываются более значимыми, чем все материальные достижения. Никак не вяжется с идеалами потреблятства изчезновение Гоши, считающего, что недопустимо ставить «социальный статус выше личного человеческого статуса». Сам Гоша представляет собой русского человека, совершенно свободного от даже самых незначительных проявлений вируса потреблятства, человека, который "любит потому что любит". Весьма существенна и сцена, в которой героиня Ирины Муравьевой плачет, поняв, что прогонявшись двадцать лет за статусными женихами, она лишила себя главного- любви.

Фильм «Курьер». Главный герой, молодой русский парень, спрашивает своего друга из малообеспеченной семьи : « Ты о чем мечтаешь?». « Я о куртке новой, всю прошлую зиму мерз, болел постоянно. Парень отдает свою куртку другу со словами : « На, носи. И мечтай о чем-нибудь настоящем!»

Полностью посвящен теме Потреблятства известный фильм «Глянец». Андрей Кончаловский в одном своем интервью рассказал об одном своем знакомом крупном предпринимателе, ставшего прототипом героя, которого сыграл Александр Домогаров. Этот предприниматель рассказал режиссеру , что однажды на яхте, где он отдыхал с целой группой проституток, его охватило такая тоска от ощущения бессмысленности проживаемой жизни, что он взял бритву и перерезал себе вены. Однако он выжил, более того, позднее, благодаря йоге обрел в жизни смысл.

Читатель и сам может вспомнить примеры антипотреблятских установок в таких всенароднолюбимых фильмах как « Ирония судьбы или с легким паром», «Девчата», «Служебный роман»

Потреблятство угрожает жизни на Земле

Потреблятство не является чисто человеческой проблемой. Оно угрожает жизни на Земле. Количество видов товаров растет, количество биологических видов уменьшается. Уничтожаются леса, легкие планеты. В океанах возникли целые огромные острова из мусора, тонны мусора на пляжах. Климат меняется на глазах. Мы все смогли в 2010 году оценить прелести изменения климата. В Повольжье 1,5 месяца не выпадало ни капли дождя, а температура даже в 11 часов вечера после захода Солнца составляла 35 градусов!!! Рыба в озерах передохла от слишком высокой температуры воды! Люди буквально задыхались от дыма лесных пожаров в городах. Погиб урожай. Цены на картофель выросли вдвое. И это только начало.

Вместо того, чтобы жить в удовольствие, мы благодаря потреблятству, строим ад не Земле для будущих поколений. Будущие поколения проклянут нынешнее поколение, разбазарившее природные ресурсы планеты, которых бы хватило на тысячелетия.

Как победить синдром потреблятства и начать жить в удовольствие?

Что такое вирусы сознания?

Для начала нужно понять что такое вирусы сознания.Вирусы сознания и методы борьбы с ними подробно описаны Сан Лайтом в одноименном исследовании. Так как не все еще знают, что это такое, приведу небольшую цитату из захватывающей статьи " Как победить вирусы сознания и начать жить счастливо", опубликованной на сайте "Жизнь в удовольствие"

" Инфицированные вирусами сознания программы поведения, мышления, восприятия лишают людей гармонии, радости и осознанности. Следствие работы таких программ — чувства покинутости, неуверенности, одиночества, саморазрушение, убогость интересов и запросов, интеллектуальное вырождение, агрессивность, апатия, безволие и т. д. Вирусы способны изменять поведение человека без его ведома.

Вирусы постоянно ищут пути в человеческую психику, в обход всех антивирусных программ, именуемых иногда совестью, волей, проницательностью.

При инфицировании вирусами сознания возникает своего рода аллергия на положительные установки. При такой форме нетерпимости вирусы заставляют человека неадекватно реагировать на вполне обычные ситуации. Полностью зараженное сознание уже не может существовать без наличия в нем психических вирусов. Эти вирусы питаются негативной энергией других людей. Поэтому они дают своим носителям потрясающую способность выводить из себя других людей, вызывать раздражение, чувство вины, гнев".

Как за две недели избавиться от депрессии, вызванной потреблятством

«Сознание, что делаешь других счастливыми – до известной степени можешь облегчить бремя своих ближних, создать излишек, из которого проистекают радость и сбережение, - это сознание всегда дает счастье».

Генри Форд. Моя жизнь. Мои достижения.

 

Под влиянием вируса потреблятства люди утрачивают способность к  глубоким эмоциональных связям с другими людьми. Это приводит к депрессии, к утрате способности радоваться жизни. Огромное количество внешне успешных американцев внутри очень несчастны. В надежде избавиться от мучающих их чувств они обращаются к психоаналитикам. Но если последние тоже инфицированы потреблятством, то они не стремятся быстро помочь своим пациентам. Они растягивают «лечение» на годы и получают за свои сомнительные услуги огромные суммы. Счастливые люди не нужны в обществе потреблятства, ведь на них трудно заработать сверхприбыли. Вместе с тем, чтобы вылечиться от синдрома потреблятства и начать жить счастливой жизнью, нужно совсем не многое.
По мнению Дейла Карнеги, автора психологического бестселлера «Как перестать беспокоиться и начать жить» избавиться от депрессии можно всего за две недели. Вот что он пишет в своей книге:

« Вот самое удивительное утверждение, которое мне доводилось читать, вышедшее из- под пера знаменитого психиатра. Это утверждение сделал Альфред Адлер. Обычно он говорил своим пациентам, страдающим меланхолией: « Вы можете вылечиться за четырнадцать дней, если будете следовать этому рецепту: старайтесь каждый день о том, как вы можете сделать кому-нибудь приятное».

«Меланхолия,  - говорит Адлер в книге «Что для вас должна значить жизнь»,- подобно затаенному гневу или упреку, направленным против окружающих, хотя пациент, чтобы обеспечить себе уход, симпатию и поддержку, представляется подавленным только собственной виной».

 Меланхолики часто бывают склонны к тому, чтобы отомстить за себя, совершив самоубийство, и первое, о чем должен позаботиться врач, это не дать им повода для самоубийства. Лично я пытаюсь ослабить общую напряженность, предлагая им как первое правило излечения: «Никогда не делайте ничего того, что вам не хочется». Если меланхолик имеет возможность делать все, что ему хочется, то кого он сможет обвинять? За что он должен мстить?

 Это одно правило. Другое воздействует на них более непосредственно. Я говорю им : « Вы можете вылечиться за четырнадцать дней, если будете следовать этому рецепту. Старайтесь думать каждый день, о том, как вы можете кому-нибудь сделать приятное». Ответы очень интересны. Некоторые говорят: «Это для меня будет очень легко. Я это делаю всю жизнь». Они никогда этого не делали. Я прошу их подумать об этом еще раз. Они не думают об этом еще раз. Я говорю им : «Когда вы не в состоянии уснуть, используйте все это время на размышления о том, как сделать кому-нибудь приятное, и это явиться большим шагом к улучшению вашего здоровья». На следующий день я их спрашиваю при встрече: «Думали ли вы о том, что я посоветовал вам? » Они отвечают : «Вчера вечером я сразу уснул, как только лег в постель».

  Другие станут отвечать : « Я никогда не смогу этого сделать, я так обеспокоен». Я им говорю :

« Не переставайте беспокоиться, но одновременно вы можете иногда подумать о других». Чрезвычайно редко я встречаю пациента, который бы сказал: «Я подумаю о том, что вы советовали». Все мои усилия направлены на то, чтобы увеличить социальную заинтересованность клиента. Я знаю, что подлинная причина его болезни- это отсутствие сотрудничества с его стороны, и я хочу, чтобы он это увидел. Как только он начинает контактировать с ближними на основе равенства и сотрудничества, он излечен…»

Почему если совершать каждый день доброе дело, это оказывает такое удивительное воздействие на того, кто совершает? Потому что стремление доставлять удовольствие другим не позволяет нам думать о себе, а именно это является основной причиной беспокойства, страха и меланхолии.

 Я могу составить целую книгу рассказов людей, которые, забыв о себе, обрели таким образом здоровье и счастье. Аристотель назвал такое поведение «просвященным эгоизмом». Заратуштра сказал : «Делать добро другим- не обязанность. Это радость, ибо это улучшает здоровье и увеличивает счастье. А Бенджамин Франклин резюмировал это очень просто. «Когда вы делаете добро другим, вы в первую очередь делаете добро себе».
С выводами Альфреда Адлера и Дейла Карнеги согласен и Мартин Селингман, известный американский ученый, автор книги «Подлинное счастье». Вот что он пишет по поводу этого в своей книге:

«Моих студентов всерьез заинтересовало, а может, и вправду человека делают счастливым добрые поступки, а не удовольствия? После шумного диспута каждый получил задание к следующему семинару: сделать что-нибудь для собственного удовольствия и что-нибудь полезное для других, а потом описать свои впечатления.
Результаты оказались потрясающими: обычные радости жизни (общение с друзьями, поход в кино или кафе-мороженое) бледнели на фоне тех чувств, которые ребята испытали, совершив добрый поступок. Причем если последний совершался спонтанно, студенты чувствовали особый подъем. Одна девушка рассказала, как ей позвонил маленький племянник и попросил помочь с заданием по арифметике. Позанимавшись с ним час, девушка, по ее словам, весь день была отзывчивее, и люди относились к ней лучше. Другой ее сокурсник признался, что поступил в Пенсильванский университет для того, чтобы научиться делать деньги и стать счастливее, но теперь к своему собственному удивлению понял, что помогать людям ему куда приятнее, чем приобретать обновки в магазинах.  Добрым поступкам сопутствует удовлетворение, чего не происходит, если мы что-то делаем только для удовольствия. Преодолевая трудности, мы проявляем лучшие черты харак тера. Когда же мы чувствуем себя счастливыми, проявив самые достойные качества, жизнь обретает подлинный смысл».

 

Люди, свободные от потреблятства, являются самыми удачливыми людьми

"Будет ли каждый из нас, ведя тот образ жизни, который он вынужден вести, стараться в то же время всеми силами проявлять доброту по отношению к своим братьям людям- от этого зависит будущее человечества.Каждую минуту огромные ценности благодаря упущенным возможностям превращаются в ничто. Но и та часть, которая все же превращается в намерения и поступки, -это богатство, которое нельзя недооценивать. Человечество вовсе не так материалистично, как утверждает молва. Насколько я знаю людей, я убежден, что скрытые в них идеалистические стремления и силы намного превосходят все то, что когда-либо выходило на поверхность. Подобно тому, как бьющий из под земли ключ представляет собой лишь малую часть невидимого потока, идеализм, который мы наблюдаем,- это лишь малая толика того идеализма, который мужчины и женщины держат взаперти в своих сердцах и который едва проявляется или не проявляется совсем. Развязать то, что связано, вывести подземные воды на поверхность! Человечество ждет и жаждет видеть тех, кто сможет сделать эту работу!"

Альберт Швейцер, лауреат Нобелевской премии мира

Противоядие от потреблятства только одно. Традицонные жизненные ценности. Традиционные религиозные системы (православие, католицизм,ислам, будизм, индуизм, джайнизм,японский синтоизм, русский коммунизм и даже ультрасовременные движения типа "Звенящие кедры России") отличные способы антивирусной защиты. Отличным способом защиты является гуманистический психоализ. Самые эрудированные могут взять на вооружение йогу, как наиболее совершенную, проверенную тысячителетиями систему защиты от психических вирусов. Простота и отсутвие желания накапливать ненужные вещи составляет важнейшие принципы Ямы, первой ступени Йоги. Йога дает не только хорошое здоровье (йоги живут 100-200 лет), но столь высокую жизненную самооценку, которую не подорвут ни какие обстоятельства внешней жизни. Великие йоги (Христос, Будда, Рамакришна, Махатма Ганди, католический святой Франциск Ассизкий, Мать Тереза, русский православный святой Иоанн Кронштадский ) не обладали практически никаким имуществом, но при этом были уважаемыми и горячо любимыми личностями в обществе. Они последовательно боролись с идеологией потреблятства, проповедуя традиционные жизненные ценности- любовь, доброту, честность, взаимовыручку.

Свобода, радость и любовь к жизни - вот главные награды человека, победившего синдром потреблятства. Эти «призы» являются глубочайшей потребностью каждого человека, и стремление к ним представляет своеобразный высший «духовный инстинкт». Те, кто в состоянии следовать этому высшему стремлению, являются самыми удачливыми людьми. Сделать целью своей жизни лишь накопление материальных вещей, это все равно, что использовать мощнейший мультимедийный компьютер только в качестве калькулятора. Сама способность накапливать богатства является положительным качеством. Вопрос в том, является ли богатство самоцелью. Современные успешные люди, действующие в рамках концепции социально ответственного бизнеса и вкладывающие значительную часть своих доходов на совершествование общественного устройства, на усилия по сохранению окружающей природной среды, являют собой пример совершенных карма-йогов. Они сами живут полной жизнью,наслаждаясь богатством,здоровьем и любовью ближних, пользуясь значительным уважением в обществе. И в то же время благодаря их деятельности значительно улучшается положение многих людей, предотвращается угроза экологической катастрофы.

P.S.Определенным недостатком данной статьи можно признать определенную односторонность описания американской жизни, что является не совсем объективным. Дело в том, что в статье выбрано наихудшее, что есть в американском обществе и экспорт этого наихудшего в Россию может принести непоправимый вред нашей замечательной стране. В Америке есть масса положительных примеров, которым можно и нужно учиться. Прежде всего, это высокая степень участия обычных американцев в общественной жизни, в деятельности некоммерческих организаций ( в том числе в деятельности организаций, борющихся с потреблятством). Американцы достаточно много путешествуют, в стране модно вести здоровый образ жизни. Созданы отличные возможности для разнообразной творческой и профессиональной самореализации, что чрезвычайно важно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. То, что значительное количество американцев живут в просторных домах с собственным участком земли и бассейном, тоже очень положительный, достойный подражания факт. Обычные граждане живут в материальных условиях, которым могли бы позавидовать европейские короли в средние века и это достойно всяческого одобрения. Но, это лишь подчеркивает ту важность и первостепенность, которую несут в себе традиционные ценности.

Смотрите также:

 

 

Rambler's Top100